Поглотит ли Ривиан свою тень?

Великая волна, что некогда поднялась, теперь медленно уходит, оставляя на песке только следы давно ушедших кораблей. Мир электрических автомобилей переживает свои качели — рост, пузырь, падение. Компании, как Rivian Automotive (RIVN), скатываются вниз, увязнув в этом цикле, но что-то в их глазах не сдается. Поглощены своей собственной судьбой, Ривиан не смог избежать судьбы, постигшей многих. Буря вымела многих, оставив позади лишь тех, кто смог выжить в этом безжалостном океане.

🏦

Думаешь, 'медвежий рынок' — это что-то про Baldur's Gate 3? Тебе сюда. Объясним, почему Уоррен Баффет не покупает щиткоины.

Присоединиться бесплатно в Телеграм

Сегодня Ривиан по-прежнему убыточен, но не без надежды. С мощными инвесторами и планами расширения производственных мощностей на десятилетие вперед, он снова пытается оттолкнуться от самых низов. В районе 15 долларов за акцию компания начала отскок, но в целом ее акции находятся в том же диапазоне, что и в конце 2022 года. Так ли это конец падения или лишь пауза перед новой бурей?

Loading widget...

Замедление поставок и новые заводы

Судьба Ривиан началась с амбициозного старта, когда компания представила свои первые электромобили в 2022 году, включая премиальный внедорожник и грузовик на батареях. Их модель R1 должна была стать тем самым мгновенным решением, которое утолит жажду рынка. Но, как часто бывает в истории, мечты о великом успехе не сбываются так быстро, как хотелось бы. Высокая цена от 75 тысяч долларов оттолкнула большую часть клиентов, оставив компанию с очень узким рынком.

Доставки достигли пика в 2023 году и с тех пор пошли на спад. С едва ли более чем 10 тысячами поставок в квартал, Ривиан все еще остается крошечным игроком на автомобильном рынке, и это не позволяет компании выйти в прибыль.

Чтобы вырваться из этого замкнутого круга, Ривиан увеличивает мощность своего завода в Иллинойсе и недавно начал строительство нового завода в Джорджии, который заработает в ближайшие годы. Эти новые мощи должны помочь компании наладить выпуск R2 и R3 — более дешевых и доступных моделей, которые, возможно, смогут выйти на более широкий рынок.

Каждый автопроизводитель должен пройти этот путь. Чтобы добиться прибыли, нужно масштабирование, и в этом смысле Ривиан стоит на том же пути, что и Tesla, которая смогла добиться прибыли только когда начала выпускать 100 тысяч машин в квартал.

Разбор оценки Ривиан

На текущий момент рыночная капитализация Ривиан составляет 17,7 миллиарда долларов — далекое от тех высот, к которым компания стремилась при первичном размещении акций. Проблема в том, что невозможно точно оценить компанию, основываясь на текущих убытках и отрицательном денежном потоке. Но, если новые заводы начнут выпускать модели R2 и R3, можно попытаться предсказать, какие прибыли будут у компании в будущем.

Сегодня доход Ривиан составляет 5 миллиардов долларов. Если производство этих новых моделей пойдет по плану, компания может значительно увеличить квартальные поставки — с 10 тысяч до более 50 тысяч автомобилей. При более низкой цене, чем у R1, это может привести к доходу в 20 миллиардов долларов в год. Для таких компаний, как Ривиан, маржа прибыли обычно колеблется от 0 до 10 процентов, как это наблюдается у Tesla. Это даст Ривиан около миллиарда долларов чистой прибыли к концу этого десятилетия.

Это, конечно, не делает акцию дешевой по сравнению с текущей рыночной капитализацией, но если компания сможет масштабировать производство и достичь положительных финансовых результатов, у нее будет гораздо более крепкая финансовая основа.

Ждет ли Ривиан своего возрождения?

Невелика ли доля Ривиан по сравнению с такими гигантами, как Tesla. Инвесторы все больше скептически относятся к тому, что компания сможет успешно расширить производство на новых мощностях. Если она добьется 20 миллиардов долларов годового дохода и миллиарда долларов прибыли к 2030 году, возможно, можно будет сказать, что акции Ривиан наконец-то достигли дна и начали свой путь к росту.

Однако это не повод сразу бросаться в покупку акций. Ривиан может удвоить свою цену до 2030 года, если все пойдет по плану, но есть и другой путь — компания может не достичь желаемого масштаба. С историей убыточности, тонкими маржами и значительными затратами с момента своего основания, риски слишком велики для большинства инвесторов.

Итак, пока что для большинства инвесторов акций Ривиан не стоит тех усилий, чтобы вложиться в них. 🌿

Смотрите также

2025-10-06 04:30