Joby Aviation (JOBY) в этом году показала результаты, которые можно назвать настоящим чудом. На 18 августа 2025 года акции компании, занимающейся разработкой электросамолетов с вертикальным взлетом и посадкой (eVTOL), выросли на 105%, в то время как индекс S&P 500 увеличился всего на 9,7%. И все бы ничего, если бы этот рост не был связан с одной удивительной деталью: компания до сих пор не зарабатывает деньги, а ее рыночная капитализация превышает 14 миллиардов долларов.
Думаешь, 'медвежий рынок' — это что-то про Baldur's Gate 3? Тебе сюда. Объясним, почему Уоррен Баффет не покупает щиткоины.
Диверсифицировать портфельЗвучит как сценарий для какого-то абсурдистского фильма, правда? Но давайте рассмотрим, стоит ли продолжать инвестировать в эту чудо-компанию, которая на данный момент производит, как говорится, «воздух». И не тот, что выдыхается из экзотических реактивных двигателей, а тот, что экономит ваш капитал.
Исторический момент с убытками
Joby сделала то, чего не достигла ни одна другая компания в своей категории: она успешно провела первый пилотируемый полет воздушного такси между двумя государственными аэропортами. Это был 12-минутный полет из Марины в Монтерей, штат Калифорния, который продемонстрировал способность машины работать в воздушном пространстве, контролируемом Федеральной авиационной администрацией США (FAA), рядом с обычными коммерческими самолетами.
Конечно, авиакомпания едва ли успела зайти в пространство до того, как пришлось подождать пять минут, чтобы пропустить самолет, и это было очень важно: такие вещи доказывают, что они не просто играются с дорогими игрушками, а делают настоящие машины для настоящего мира.
Итак, кажется, что компания набирает обороты, но вот проблема: финансовые отчеты за второй квартал свидетельствуют о другом. За второй квартал Joby показала чистый убыток в размере 325 миллионов долларов при доходах в 15 тысяч долларов. Нет, не миллион, а тысяч. Чтобы вы понимали, для такой компании это скорее «никак». Даже если отнять расходы на нереализованные статьи, операционный убыток составил 168 миллионов долларов.
Но самое интересное — прогнозы на будущее. Компания ожидает потратить от 500 до 540 миллионов долларов в 2025 году, что предполагает убытки более 100 миллионов долларов в квартал. Для сравнения, Wall Street ожидает, что Joby за весь 2025 год заработает только около 232 тысяч долларов — это меньше 60 тысяч долларов в квартал, что с трудом покроет расходы на кофе для сотрудников.
Инвестиции Toyota и стратегические маневры
Toyota (TM) явно верит в будущее Joby, закрыв первую часть инвестиции в 250 миллионов долларов из обещанных 500 миллионов. Это не просто деньги: это еще и опыт японских автогигантов в области производства, который Joby наверняка пригодится, когда дело дойдет до массового производства. Компания завершила второй квартал с наличными средствами в размере 991 миллиона долларов, что, если честно, недостаточно даже для того, чтобы пережить два года без хороших новостей.
Но, как ни странно, Joby делает правильные стратегические ходы. Она планирует приобрести пассажирский бизнес Blade Air Mobility за до 125 миллионов долларов наличными и акциями, что даст доступ к существующим вертолетным маршрутам и инфраструктуре в Нью-Йорке — таким образом покупая себе сразу и клиентов, и готовую операционную модель. К тому же новое партнерство с L3Harris по разработке гибридных газовых турбинных версий открывает для компании возможности в оборонной сфере, что позволит начать зарабатывать деньги еще до того, как начнется коммерческая эксплуатация.
Все это не выглядит как отчаянные попытки. Напротив, это продуманные шаги по расширению бизнес-модели. Оборонные контракты требуют меньше разрешений и бюрократических согласований, чем пассажирские перевозки. А вертолетные маршруты уже доказывают, что рынок городской мобильности существует и готов платить за это. Каждое из этих решений снижает риски и расширяет рынок.
Время покупать или лететь дальше?
Joby — это пример всего, что можно ожидать от будущего транспорта. Технология работает, партнерства реальны, а рыночные возможности колоссальны. Генеральный директор ДжоБен Бевирт трудится над этим проектом уже более десяти лет, и компания налетала более 40 тысяч миль. Это не какой-то там vaporware, это реально работающий продукт.
Но вот проблема: при нынешней рыночной стоимости акции предполагают, что все пойдет как по маслу. Каждая ошибка в регулировании, производстве или безопасности может привести к резкому пересмотру цены. До значительных доходов компания не доберется до как минимум 2028 года, а по прогнозам Wall Street убытки будут только расти до 2027 года. Даже самые оптимистичные аналитики не рассчитывают на безубыточность раньше 2028-2030 годов.
Для тех, кто верит в будущее воздушной мобильности, акции Joby могут стать интересным спекулятивным вложением, особенно после их роста в этом году. У компании есть технология, партнеры и капитал для успешного старта. Но для большинства инвесторов лучше дождаться, когда коммерческая деятельность начнется, а рыночная стоимость вернется к реальности, а не останется в облаках. Порой самый умный ход — признать, что вы, вероятно, уже пропустили свой рейс. 🛫
Смотрите также
- СПБ Биржа акции прогноз. Цена SPBE
- ЛУКОЙЛ акции прогноз. Цена LKOH
- Корпоративный Центр Икс 5 акции прогноз. Цена X5
- Ленэнерго акции прогноз. Цена LSNG
- ВСМПО-АВИСМА акции прогноз. Цена VSMO
- НОВАТЭК акции прогноз. Цена NVTK
- ГК Самолет акции прогноз. Цена SMLT
- Газпром акции прогноз. Цена GAZP
- Лента акции прогноз. Цена LENT
- Банк ВТБ акции прогноз. Цена VTBR
2025-08-19 14:23